Tatra 138 - ЧЕШСКАЯ СИБИРЯЧКА



 
илл.
Александр Новиков

Tatra 138 -
ЧЕШСКАЯ СИБИРЯЧКА


Все фото сделаны
25-31 августа 1964 года
на Международной
выставке строительных
и дорожных машин
в Лужниках.

Сегодня в России тринадцатитонный грузовик с тремя мостами "Татра-138" -большая редкость, а когда-то такие машины встречались повсюду, особенно в Сибири. Героиня нашей статьи была лет десять тому назад привезена вместе с другими подобными машинами из Германии, где "138-е" перевозили личный состав в Группе Советских Войск. Затем её купил один энтузиаст, который провёл за рулём автомобилей из Татр всю сознательную жизнь, кажется даже, что когда он появился на свет, то вместо слова "Мама, сказал: "Татра". Теперь машина полностью восстановлена и поражает своими динамическими возможностями на шоссе и великолепной приспособляемостью к бездорожью!


"Татра-138" происходит по прямой линии от знаменитой "Татры-111" с двенадцатицилиндровым дизелем воздушного охлаждения, пошедшей в серийное производство сразу после окончания Второй мировой войны, в 1945 году. Сначала эта машина строилась вручную, поэтому до 1952 года, когда владелец фиолетовой машины появился на свет, сумели построить всего 42 штуки. На смену индивидуальному производству приходит конвейерное, и уже за 1953 год было выпущено 3 069 "Татр-111", включая модификации различного назначения. Серийное производство "111-х" продолжается до октября 1962 года, когда их снимают с производства, а вместо этого налаживают выпуск нового типа грузового автомобиля большой грузоподъёмности "Татра-138".

илл.
Татра-138Р, цистерна для транспортировки цемента

Первая промышленная партия "Татры-138" была готова к 1959 году, хотя опытные образцы машины появились ещё за пять лет до того. Но конструкторы не успокоились, пока не добились положительных результатов и не провели полноценных испытаний опытных образцов в реальных условиях эксплуатации, а также не учли результаты испытаний для дальнейшей работы над усовершенствованием семейства тяжёлых грузовиков "Татра-138". Во времена конструирования машины преобладал спрос на универсальные транспортные средства с кузовом-платформой, в будущем же требовались автомобили специализированного и специального назначения. Поэтому конструкторы завода "Татра" создали на базе стандартного шасси типа "138" свыше пятнадцати его модификаций, для чего первоначальная конструкция шасси подверглась существенным изменениям, чтобы все варианты и модификации, предназначенные для работы в самых разнообразных условиях, имели максимальное количество унифицированных деталей и узлов, дабы облегчить снабжение запасными частями.

илл.
Татра-138Р, насос

Последовательное внедрение в самых широких масштабах принципов типизации и унификации деталей и узлов шасси, двигателя и кузовов различного исполнения свело к минимуму число специальных деталей, необходимых для создания отдельных вариантов автомобиля. Это стало важнейшим фактором с точки зрения оборудования станций техобслуживания. При разработке "Татры-138" учитывались требования технологий ремонта. Поэтому все основные узлы машины доступны и могут быть демонтированы с минимальными затратами времени. Как для монтажа, так и для демонтажа требуется незначительное количество специального инструмента, что в свою очередь снизило требования к квалификации автослесарей.

Ранние опытные образцы "Татры-138" подвергались исключительно жёстким и длительным испытаниям с целью тщательной проверки надёжности и износоустойчивости всех органов и узлов, вплоть до мельчайших деталей. Испытания не ограничились обычными пробегами по трассе и полигонам. Было решено проверить надёжность машин в тяжёлых условиях эксплуатации, причём они выбирались с учётом высокой аварийности. Водителями опытных машин были выбраны шофёры с низкой квалификацией. Всё преследовало цель исключить благоприятное влияние качественной эксплуатации. Некоторые машины прошли тысячи километров в жестоких морозах Сибири и в знойных пустынях Африки. Автомобиль с честью выдержал все испытания: поломать его не могли даже самые неопытные водители.

илл.
Татра-138, экскаватор

Автомобили серии "138" были оборудованы двигателями "Татра-928". Этот V-об-разный восьмицилиндровых дизель воздушного охлаждения развивает максимальную мощность 180 л.с. при 2 000 об/мин. Диаметр цилиндра составляет 120 мм, а ход поршня 130 мм, что даёт рабочий объём 11 768 см кубических. Пологая форма кривой крутящегося момента (72 кпм/1200 об/мин) является очень выгодной с эксплуатационной точки зрения, так как во всём диапазоне рабочих оборотов крутящий момент изменяется незначительно. Дизельные двигатели воздушного охлаждения компания "Татра" делает с незапамятных времён, поэтому подобного опыта в данной области двигателестроения нет ни у одной другой фирмы мира. При использовании воздуха в качестве охлаждающей среды всегда сохраняется значительный температурный градиент, благодаря которому силовой агрегат эффективно охлаждается при длительной и максимальной нагрузке. Также воздушное охлаждение устраняет все заботы, сопряжённые с необходимостью своевременного доливания антифриза или воды в систему охлаждения. Это является неоценимым достоинством машин, работающих на нефтепромыслах или стройках и оставляемых на ночь на открытых незащищённых от атмосферных колебаний стоянках.

илл.
Татра-138Р с краном АР-8

Стандартное трёхосное шасси грузоподъёмностью 14 тонн служит базисом как для бортовых грузовиков, так и для различных специализированных машин. Подвеска всех трёх мостов балансирного типа, в которой используются качающиеся полуоси старой, испытанной системы "Татра" с независимыми рессорами. Передняя ось подрессорена продольными торсионами и рычажными гидравлическими амортизаторами, обеспечивающими особый комфорт для водителя и пассажиров. Задние мосты подвешены на продольных листовых рессорах с прогрессивной характеристикой. Такая совершенная система подвески с низкой частотой колебаний позволяет транспортировать товары, чувствительные к дорожным колебаниям, а также она благоприятствует преодолению пересечённой местности и бездорожья без каких-либо значительных усилий со стороны водителя. Проходимость машины вообще вне всяких похвал. Преодолевать глубокий овраг на "Татре-138" одно удовольствие.

илл.
Татра-138С1, самосвал

Коробки главных передач и дифференциалы, взаимно соединённые мощными стальными трубами с элементами жёсткости, образуют хребтовую несущую конструкцию, отличающуюся великолепной прочностью и сопротивлением скручивающим усилиям даже при движении по невероятно неровной дороге. Дифференциалы ведущих мостов, проверенной "Татрой" Системы с цилиндрическими шестернями, оборудованы антиблокировочными устройствами, включаемыми водителем при помощи кнопок на приборном щитке. Герой нашей статьи был предназначен для постоянной эксплуатации в войсках, то есть в условиях бездорожья, поэтому он имеет и передний ведущий мост, привод которого включается при возникновении необходимости электропневматическим УСТРОЙСТВОМ С КНОПОЧ1 ным управлением на приборном щитке. Рулевое управление по лёгкости и изяществу не уступает даже современным легковым автомобилям, потому что в его систему входит надёжный и эффективный гидроусилитель, являющийся стандартным оборудованием всех без исключения "Татр-138".

илл.
Татра-138СЗ, самосвал с трехсторонней разгрузкой

Пятиступенчатая КПП системы "Татра-Синхрон" и двухступенчатый редуктор с трансмиссионным тормозом расположены в средней части шасси под полом кузова, к ним обеспечен удобный доступ. Косозубые, бесшумные шестерни всех ступеней КПП находятся в постоянном зацеплении. Система переключения обеспечивает бесшумность и удобство управления. Рычажок для выбора передачи расположен на рычаге переключения основной коробки и передвигается из одного положения в другое пальцем правой руки. Из выше приведённого становится ясно, что даже водители с очень низкой квалификацией могут легко выбрать передачу, соответственно загрузке машины и конкретным дорожным условиям.

"Татра" оборудована надёжными и весьма эффективными пневматическими колёсными тормозами. Для обеспечения их максимальной надёжности и, как следствие этого, безопасной эксплуатации используются две раздельных системы трубопроводов. Первая служит для торможения всех колёс, вторая тормозит остающийся задний мост. Случайный дефект в одной системе никак не повлияет на работоспособность другой.

Большое внимание уделено кабине водителя и сопровождающих его лиц. Давно известно, что малокомфортабельная кабина и чрезмерные усилия, необходимые для управления тяжёлым грузовиком, существенно снижают производительность труда и повышают аварийность. Поэтому кабины "Татры-138" размещены на упругих резиновых прокладках и изолированы от шума. Экипаж поднимается на свои рабочие места по подножкам, скрытым дверями. Для водителя предусмотрено отдельное сиденье с регулировкой, а для сопровождающих лиц сиденье, рассчитанное на двух человек. При необходимости на переднем сиденье можно выспаться, как на старинном диване в гостинице. Рулевое колесо, педали и все рычаги управления имеют целесообразные анатомические формы, причём они расположены так, что водитель может манипулировать ими, не изменяя своего положения. Приборный щиток с неослепляющей подсветкой находится под рулевым колесом. Все приборы в поле зрения водителя и хорошо читаются. Отличный обзор обеспечивает гнутое ветровое стекло, широкие боковые и задние угловые окна. В кабине установлен нефтяной отопитель, работающий независимо от двигателя, имеется эффективный обдув ветрового стекла.

На основе "Татры-138" выпускались многочисленные автомобили специализированного и специального назначения, и самыми главными из них, вне всякого сомнения, были: карьерный самосвал с задней разгрузкой и платформой ковшевого типа "Т 138 S 1", а так же трёхсторонний самосвал с прямоугольной платформой "138 S 3". Кроме того, выпускался седельный тягач "138 NT", автомобильный кран "AJ-6", установленный на шасси "Татры-138", предназначался для погрузочно-разгрузочных работ. Его стрела была снабжена двумя блоками, а грузоподъёмность составляла 6 тонн. Нельзя пройти мимо экскаватора с прямой лопатой, также на шасси "Татра-138", работавшего на многих "стройках социализма". Помимо перечисленных модификаций ещё существовало очень много всякой всячины.

Основными покупателями чехословацких "Татр-138" были: СССР поставлено 5 580 штук Польша 9923 штуки, Румыния 5435 штук. Но и кроме них "Татры-138" с 1964 года поставлялись ещё в 95 стран мира. Производство этого удачного послевоенного грузовика, заслужившего особую любовь у советских шофёров и их коллег из стран социализма, было прекращено в 1972 году. На их место пришла модернизированная версия старой доброй "138-й" "Татра-148".

илл.   илл.

Редакция благодарит за помощь
в подготовке материала
Владимира Владимировича и
Дмитрия Владимировича Павленко.
 

 




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra