Иссушающий душу рев стоял над Минским шоссе. Он напоминал надрывный коклюшный кашель, только усиленный во сто крат. Так работал двухтактный двигатель с нагнетателем гоночного автомобиля "Звезда". Конструктор Александр Иванович Пельтцер с 1946 по 1958 годы применял на своих гоночных автомобилях такие моторы.
Его первая машина "Звезда-1" была задумана в апреле 1946 года. Проектирование шло у Пельтцера на квартире, на улице Хмелева. Изготовление деталей вел Московский мотоциклетный завод с июля 1946 года, а в октябре автомобиль уже вышел на испытания. Это был первый отечественный гоночный автомобиль, разработанный с самого начала как таковой. Он не являлся переделкой легковой модели, а с чистого листа был сконструирован с единственной целью - ставить рекорды скорости. Пельтцер придал кузову "Звезды" форму рассеченной капли. Над его поверхностью выступали лишь обтекаемые колпаки над колесами. Силовой агрегат размещался в хвосте. Форме хорошо обтекаемого кузова подчинялась вся компоновка машин. Колея задних колес была намного уже, чем передних, из узкого проема в кузове выступали лишь голова и плечи гонщика.
Вся конструкция машины представлялась в те годы нетрадиционной: независимая подвеска всех колес, двухтактный мотор, дюралюминиевый кузов. Коэффициент лобового сопротивления был очень небольшим - 0,13.
Первые испытания Пельтцер провел сам, и 6 ноября 1946 года установил новый всесоюзный рекорд скорости в классе до 350 куб. см. Он прошел 1 километр со стартом с хода, показав среднюю скорость 139 км/ч. В тот день дул холодный ветер, 42-й километр Минского шоссе покрылся ледяной коркой. Александр Иванович сильно простыл и в результате осложнений после болезни у него отнялись ноги. В дальнейшем на машинах "Звезда" выступали приглашенные гонщики: А. Понизовкин, П. Баранов, Ю. Кароль, А. Подкутов, А. Амбросенков. Ими на гоночных автомобилях, сконструированных А. И. Пельтцером, установлено 30 Всесоюзных рекордов скорости в классах 250,350 и 500 куб. см. Десять из них превышали международные. Что это были за машины?
"Звезда-1" (1946 г.) Двигатель и четырехступенчатая коробка передач взяты от немецкого гоночного мотоцикла DKW-WL 350. Особенность конструкции мотора - водяное охлаждение и П-образные цилиндры с общей камерой сгорания. Поскольку благодаря специфике конструкции выхлопные окна закрывались раньше впускных, стало возможным применить наддув. Нагнетатель был поршневого типа.
На раме, сваренной из 73-мм труб, крепилась независимая пружинная подвеска передних колес, заимствованная, как и рулевой механизм, от "Москвича-400". Независимая подвеска задних - на поперечной рессоре. Главную передачу Пельтцер заимствовал от "Mercedes-Benz-170V". Колеса - 19-дюймовые. Поскольку под рукой не оказалось подходящих гоночных шин, Пельтцер обул колеса в серийные мотоциклетные шины и проточил их протектор на токарном станке, чтобы облегчить и сделать хорошо сбалансированными.
При колесной базе в 2000 мм "Звезда-1" получилась довольно длинной - 4200 мм. Машина весила много - 609 килограмм.
"Звезда-2" (1947 г.). На первой модели радиатор системы охлаждения находился непосредственно за плечами гонщика. К нему вела от двигателя водоприемная труба, которая выступала над поверхностью кузова. Это ухудшало аэродинамику машины. А Пельтцер ставил перед собой задачу перекрыть международный рекорд скорости, установленный в 1939 году итальянцем Чеккини. Тот на машине Moscerino показал скорость 146,9 км/ч. Очевидно, что машине Пельтцера требовался более сильный мотор.
На смену прежнему пришел более мощный двигатель DKW-WS 350. Он развивал мощность 43 л.с. при 6000 об/мин. Новый мотор имел уже коловратный нагнетатель.
На "Звезде-2" не стало радиатора вообще. Его заменил большой бак с водой. Поскольку заезд на 1 километр занимал около полуминуты, запас воды позволял "не спалить" мотор.
Позади головы гонщика был установлен обтекатель, а над его головой - обтекаемый колпак.
Все новшества сразу дали о себе знать. В октябре 1948 года А. Н. Понизовкин на "Звезде-2" перекрыл результат итальянца и установил новый всесоюзный рекорд на дистанцию 1 километр по стартом с хода -159,6 км/ч.
На следующий год мощность двигателя удалось поднять до 47 л.с. при 6500 об/мин. Но частые прогары выпускного поршня - типичный дефект высокофорсированных двухтактных моторов этого типа, не позволили добиться новых рекордов.
"Звезда-3" (1949 г.). К началу 1949 года у Пельтцера была готова новая модель. Для нее на основе концепции двигателя DKW-US 350 он разработал собственный двигатель модели "ЗП". Его мощность - 47 л.с. при 7000 об/мин. Чтобы улучшить охлаждение, в носовой части автомобиля был установлен радиатор. Циркуляция воды поддерживалась не благодаря разности температур (принцип термосифона), а с помощью насоса. В систему охлаждения был включен термостат.
Сам мотор на "Звезде-3" разместился не вне базы, а непосредственно за сиденьем гонщика. И стоял он не поперек рамы, а вдоль нее. В результате колесную базу пришлось немного удлинить - до 2150 мм. Но поскольку размер шин стал теперь меньше (5,00-16), обтекатели колес не пришлось переделывать. Внешне кузов остался прежним. Изменилась на "Звезде-3" и подвеска задних колес - она стала пружинной. Новый автомобиль стал легче - 540 кг. Его максимальная скорость достигла 172,8 км/ч - новый всесоюзный рекорд А. Понизовкина.
"Звезда-ЗМ" (1950 г.). Зимой 1949 - 1950 г.г. машина подверглась модернизации. Она получила новый, более совершенный нагнетатель, независимую свечную подвеску передних колес (вместо "москвичовской") с фрикционными амортизаторами. Поскольку Пельтцер решил попытаться побить рекорды на длинные дистанции, он установил на "Звезду-ЗМ" два больших бензобака на 100 л. В результате П. Баранов показал на дистанции 50 км среднюю скорость 128,8 км/ч - новый всесоюзный рекорд.
О потенциале автомобиля можно было судить по скорости, которую показал в заезде на 1 километр (в одну сторону) Ю. Ф. Кароль -215 км/ч. Но для установления рекорда по правилам необходимо пройти "километровку" туда и обратно. Обратный заезд Кароля был прерван из-за прогара поршня.
"Звезда-М-НАМИ" (1952 г.). В 1951 году Пельтцер перешел работать в головное НИИ отрасли - НАМИ. Там он возглавил бюро скоростных автомобилей, и его гонщиком стал испытатель института Алексей Прокофьевич Амбросенков.
Автомобиль в 1952 году подвергся дальнейшей модернизации и стал называться "Звезда-М-НАМИ" Его сухая масса уменьшилась до 448 кг. Коробка передач стала 4-ступенчатой, вместо прежней, 3-сту-пенчатой. Мощность мотора поднялась до 63 л.с. при 7000 об/мин.
Осенью 1952 года А. Амбросенков прошел километровку со стартом с хода с результатом 215,2 км/ч - новый всесоюзный рекорд.
Для "Звезды-М-НАМИ" Пелтцер сконструировал новый двигатель класса 250 куб. см. Он развивал мощность 48 л.с. при 7000 об/мин. Амбросенков с этим мотором достиг скорости 189,7 км/ч.
В 1952 году начал "охоту за рекордами" известный харьковский гонщик и конструктор Э. 0. Лорент. Его машина "Харьков-Л1" имела лучшую аэродинамику, чем "Звезда", а моторы классов 250 и 350 куб. см по мощности не уступали двигателям Пельтцера.
"Звезда-5" (1954 г.). Это был ответ на вызов Лорента. Новая машина была очень компактной (колесная база 1900 мм) и легкой (350 кг). Ее полностью новый кузов был отформован из пресс-шпона. Все агрегаты и узлы взяты от "Звезды-М-НАМИ", хотя реечный рулевой механизм, дифференциал и трехступенчатая коробка передач были новой конструкции.
Для "Звезды-5" предназначались три взаимозаменяемых мотора: "2П" (245 куб. см, 48 л.с.), "ЗП" (345 куб. см, 63 л.с.) и "5П" (480 куб. см, 97 л.с.). В классе 250 куб. см удалось в 1956 году достичь максимальной скорости 200,6 км/ч. Однако все три двигателя из-за высокой тепловой напряженности оказались очень ненадежными.
"Звезда-6" (1958 г.). Конкурент А. Пельтцера Э. Лорент в 1955 году начал выступать на новом автомобиле "Харьков-Л2" собственной конструкции. По аэродинамике он превосходил "Звезду-5". Новой "Звезде" предстояло взять реванш. Надежду вселял узкий (1000 мм) и длинный (4500 мм) кузов с очень малой лобовой площадью (0,43 кв. м). Колесная база машины - 2500 мм. Гонщик управлял машиной в положении полулежа. "Звезда-6" весила 354 килограмм и, как "Звезда-5", имела 12-дюймовые колеса.
На "Звезде-6" удалось установить несколько рекордов СССР на различные дистанции в классе 250 куб. см. Но надежность двигателей оставалась очень низкой, и максимальная скорость автомобиля составила только 182 км/ч.
Дальнейшие работы над гоночными машинами с двухтакными двигателями Пельтцер прекратил и в конце 50-х годов занялся конструированием автомобилей с четырехтак-ными двигателями для кольцевых гонок. Так завершилась 12-летняя история "звезд". Их был 6 моделей, но шести машин не было никогда. Каждая последующая модель воспринимала от предшественницы основные узлы и детали. Такая преемственность приводила к разукомплектованию прежнего образца в пользу нового.
Фото в заголовке: Пельтцер 6.11.1946 г. устанавливает первый рекорд на "Звезде-1".