А был ли "Амилькар"?



 
  


А был ли "Амилькар"?


В 1921 году в парижском пригороде Сен-Дени Жозеф Лами и Эмиль Акар - открыли небольшую автостроительную фирму. Более чем скромное предприятие именовалось громко: "Новое акционерное общество автомобилей Амилькар в Сен-Дени" или просто "Амилькар" (Amilcar). На русский язык название "Амилькар" никак не переводится, это всего лишь анаграмма из букв фамилий основателей компании.
В 1921 году инженером Эдмоном Мойе (Edmond Moyet) был разработан первый автомобиль - лёгкий спортивный Amilcar CC с 4-цилиндровым двигателем paбочим объёмом 903 см3. Год спустя появились Amilcar CS с мотором в 985 см3 и Amilcar С4 с несколько удлинённым шасси и более мощным двигателем в 1004 см3.
В 1924 году появилась самая известная спортивная машина фирмы - Amilcar CGS Grand Sport с открытым кузовом и двигателем мощностью 30 л.с. при объёме в 1074 см3. Автомобиль был оборудован прогрессивной системой смазки двигателя под давлением и механическими тормозами с приводом на все колеса. Двухместный кузов типа "родстер" изготовлялся из алюминия, в передней его части устанавливались два небольших ветровых стекла, что позволяло гонщику судить о скорости, в том числе, по силе встречного ветра.
  

Через два года, в 1926 году появилась новая более приспособленная для условий гонок модель - Amilcar CGSS Grand Sport. Машина развивала скорость до 135 км/ч. Модели "CGS" и "CGSS" стали своего рода визитной карточкой фирмы и принесли ей заслуженную славу: множество спортивных достижений в 20-е годы было установлено именно на "амилькарах".
Вместе со спортивными автомобилями в 20-е годы фирма выпускала и обычные машины - легковые модели "Е" и "L" с 4-цилиндровыми двигателями рабочим объёмом соответственно 1580 и 1187 см3, однако на фоне спортивных машин они выглядели бледно. Поэтому "Амилькар" продолжила выпускать спортивные автомобили, изредка делая на их основе "гражданские" версии. В конце 2О-х годов "Амилькар" стала производить более мощные и крупные машины. На базе "CG" была разработана 6-цилиндровая версия, получившая наименование "С-6", мотор которой в гоночном исполнении развивал до 103 л.с.
  

В 1928 году появился спортивный автомобиль серии "М", он выпускался до 1935 года с различными двигателями объёмом 1.25-1.7 см3. В 1930 году начал выпускаться легковой автомобиль "С-8" с 8-цилиндровым мотором рабочим объёмом в 1811 см3, который затем был увеличен до 1991 см3.
Мировой экономический кризис конца 20-х - начала 30-х гг. XX в. крайне неблагоприятно сказался на деятельности фирмы, которая была не в состоянии бороться с более сильными конкурентами, производящими массовые легковые машины. Чтобы как-то поправить свои дела, фирма решила попробовать свои силы также и в производстве массового дешёвого автомобиля. В 1932 году был выпущен легкий и дешёвый легковой Amilcar 5CV, однако сколько-нибудь заметного успеха он не имел.
  

В дальнейшем "Амилькар" вновь стала выпускать спортивные модели и дорогие автомобили высшего класса на их основе. В 1936 году на рынок вышли комфортабельные Amilcar G-36 с 4-цилиндровым мотором в 2.5 л и Amilcar Pegase с двигателем 2.15 л от автомобиля Delahaye-134. Однако эти модели также постигла неудача.
В 1930-х гг. В Германии и Австрии по лицензии фирмы производились Amilcar CGS и Amilcar C6, продававшиеся под названиями Pluto и Grofry соответственно. Однако дела "Амилькара" шли всё хуже и хуже, и, в конце концов, в 1937 фирма была продана более крупной французской автомобильной компании Hotchkiss, и её предприятие переехало в городок Булонь-сюр-Сен.
  

Последней моделью фирмы стал легковой Amilcar Compound - достаточно совершенный и перспективный автомобиль с передним приводом и алюминиевым шасси, разработанный известным французским инженером Грегуаром. Выпускавшийся уже Hotchkiss'oм, этот автомобиль продолжал продаваться под торговой маркой Amilcar. Его производство продолжалось лишь два года - в 1938-39, и на этом история "Амилькара" закончилась.
Amilcar CGSS, экспонирующийся в Рижском Мотор-музее, был приобретён в конце 20-х гг. известным в Латвии спортсменом Евгением Канскисом. Будучи заядлым автогонщиком, Канскис решил усовершенствовать свои знания в области автоспорта, а также приобрести опыт обслуживания и настройки гоночного автомобиля непосредственно у производителя. Он отправился во Францию и устроился на "Амилькар". Через какое-то время он стал тест-пилотом фирмы и участвовал в различных спортивных мероприятиях, неизменно добиваясь неплохих результатов.
  

Когда пришло время возвращаться в Латвию, Канскис высказал желание приобрести гоночный "амилькар" для себя. Машина была продана, при этом ему, как сотруднику фирмы, предоставили солидную скидку.
  

Вернувшись домой, Евгений Канскис участвовал во многих европейских соревнованиях и завоевал на своем "амилькаре" несколько кубков.
  

Что происходило с автомобилем с момента присоединения Латвии к СССР до начала 70-х гг. - тайна, покрытая мраком. Известно лишь, что после войны Евгений Канскис увлекся парусным спортом и стал известным яхтсменом. В середине 50-х он продал "амилькар" и построил знаменитую яхту "Дракон", на которой установил немало рекордов.
  

Машина была обнаружена в 70 километрах от Риги в местечке Туя Абрамсом Лейбовичем (кстати, он тоже яхтсмен, участник известного кругосветного путешествия "White bread"), которому удалось её приобрести в собственность. Кузов автомобиля был переделан до неузнаваемости, однако передняя его часть сохранилась в более или менее приличном состоянии.
Во время реставрации машины Лейбович разыскал Канскиса и попросил его уточнить очертания задней части кузова, поскольку Абрамс хотел восстановить автомобиль в состоянии как можно близком к оригиналу. Канскис лишь пожал плечами, и ответил, что оригинала, как такового, никогда не существовало, что ещё на "амилькаре" кузов был изготовлен по его эскизу, а затем переделывался и изменялся, чуть ли не перед каждой гонкой в зависимости от дорожных условий и прочих факторов, вплоть до погоды включительно. Также неоднократно перебирался и переделывался двигатель, что позволило автомобилю, по утверждению Канскиса, развивать скорость до 135 км/ч против паспортной 115 км/ч.
Лейбовичу всё-таки удалось уговорить Канскиса нарисовать примерный эскиз кузова, в соответствии с которым на автомобиле и были проведены восстановительные работы, после чего "Амилькар-Канскис" стал подлинным украшением рижского Клуба антикварных автомобилей (ААК). Машина принимала участие во всех слетах ААК, впоследствии же, когда был открыт Мотор-музей, заняла достойное место в его коллекции. Автомобиль до сих пор находится в рабочем состоянии, хотя с 1989 года он ни разу не заводился и не покидал территорию музея.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra