Ограбили Россию?


Ограбили Россию?


Коллекция Рижского Мотор-музея на сегодняшний день на территории бывшего СССР, пожалуй, самая крупная, по крайней мере, в России ничего подобного нет и близко. Это с одной стороны. А с другой стороны, большое количество автомобилей попало в Ригу именно из России - из Москвы, из Подмосковья, из Новосибирска, из Свердловска - да мало ли у нас "медвежьих углов", где водится порой такое, что диву даешься, как и главное, зачем оно туда попало?
Что же, выходит, Россию снова обошли на повороте, обокрали, ограбили?
Как так получилось, что старинные машины, часть нашего национального достояния оказалась за рубежом? "Ройс" Брежнева, ЗиЛ-111Г Хрущева, "линкольн" Горького - все они там, в Риге.
А у нас - как всегда, ничего.
Однако, господа, отбросим в сторону ложный патриотизм. Давайте вспомним, как попал в Латвию "линкольн" Горького. Ведь сестры Пешковы не раз и не два порывались передать автомобиль деда в какой-нибудь другой российский музей, причем передать безвозмездно, лишь бы была обеспечена сохранность машины, поскольку не без основания полагали, что в московском музее Горького машина просто погибнет. Кто, кроме Риги, согласился принять историческую реликвию? Никто. А рижане еще и денег заплатили.
А "ройс" Брежнева? На складе Московского военного округа, куда, спихиваемый от ведомства к ведомству, аварийный автомобиль в конце концов попал, были просто счастливы избавиться от кучи металлолома, не подлежащего восстановлению. Кто забрал машину, от которой все шарахались, как черт от ладана? Рижане.
Кто вытащил "Auto-Union С" со двора московского ЗиЛа буквально за неделю до того, как его собирались отправить под резак автогена? Рижане.
И многие другие автомобили спасли они же.
Это сейчас Hansa, вывезенная из Подмосковья - машина. А тогда это была никому не нужная куча ржавого железа.
Позвольте, где же здесь грабеж?
Люди работали, трудились, брали то, от чего отказывались другие, платили деньги, восстанавливали, сохраняли, наконец. И ведь сохранили!
Нет, господа, воля ваша, не умели сохранить сами, проглядели, проспали, прос...ли, знать, поделом нам.
Ну да, у рижского автоклуба было одно преимущество: центр "Межциемс" проектировался и строился при государственной поддержке. Кто нам в России мешал заручиться поддержкой собственного правительства? Тут или мы сами ленивы, или наше правительство. И значит, правы те, кто говорит, что каждый народ заслуживает то правительство, которое имеет. А Рига здесь ни при чем. А потом - не в правительстве даже дело. Сколько было попыток организовать хотя бы небольшой музей старинных автомобилей в Москве, где народу, не считая приезжих, живет раза в четыре больше, чем во всей Латвии. И чем все кончилось? Правильно, ничем.
Так, может быть, нам следует не звонить во все колокола и не кричать на каждом углу, мол, караул, ограбили Расею, а чему-то поучиться? Ну хотя бы тому, как следует относиться к частному коллекционеру.
Скажем, далеко не все машины в экспозиции Рижского Мотор-музея принадлежат музею. Придерживаясь традиций клуба, музей безвозмездно предоставляет свои площади частным владельцам старинных автомобилей, которым недосуг или которые не в состоянии обеспечить надлежащие условия их хранения самостоятельно. Взамен владелец также безвозмездно позволяет музею экспонировать свой автомобиль. Таким образом, выигрывают обе стороны: одним не нужно ломать голову над проблемой хранения, другим -над проблемой поиска и пополнения коллекции. А уж о том, что от такого сотрудничества выигрывают старинные автомобили, а значит и мы с вами - нечего и говорить. А в Москве? Нам, например, известна попытка "пристроить" на тех же условиях "виллис" в какой-нибудь московский музей. Никто даже слушать не стал, оригинальней же всего подошли к вопросу в Музее обороны Москвы, что в Олимпийской деревне. Там сначала сказали, что машина не соответствует профилю музея, мол, "виллисы" в обороне Москвы участия еще не принимали, а потом сказали просто: вы нам его лучше подарите. Ага, и сразу приключится полное "соответствие профилю", не так ли? Меж тем в Риге вопрос решен давным-давно и вполне эффективно.
Да, жаль, конечно, что исторические машины "ушли" из России за кордон. А с другой стороны - совершенно не жаль, Машины попали именно туда, куда им следовало попасть. Любой антиквар в мире вам скажет, что старинная вещь - раритет, шедевр, уникум должны принадлежать тому, кто обеспечит его наилучшую сохранность, национальная же принадлежность владельца в данном случае не важна. С машинами - то же самое.
Россию не ограбили. Для России сохранили целый пласт ее истории. За это нужно сказать спасибо. Потому что, когда мы станем богаче и умней - а Россия станет богаче и умней вне всякого сомнения, причем произойдет это гораздо быстрее, чем все, в том числе и мы сами, об этом думаем, - мы вернем себе свою историю. За деньги. За большие деньги.
Такие же большие, как сегодня велики наша лень, глупость и зависть.
А как же. За науку нужно платить, иначе проку не будет.
И тогда мы скажем то самое, что по большому счету сказать нужно уже сегодня: спасибо тебе, Рижский Мотор-музей, низкий поклон.




Это место сейчас свободно


Баннер 4x4tundra